Россия представит в Венеции проект об эпохе перемен

Художники превратят церковь Сан-Фантин в тотальную инсталляцию

«В конце пребывает начало…» — такое название получила выставка, которую Россия представит в рамках параллельной программы 58-й Венецианской биеннале современного искусства. Проект будет построен на диалоге старого и нового искусства — великого венецианского мастера Якопо Тинторетто и современных художников. Выставка впишется в общую тему биеннале, озаглавленную куратором Ральфом Ругоффом цитатой из Конфуция — «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».

Проект обещает быть громким и знаковым. Во-первых, из-за места проведения. Выставка откроется 10 мая в церкви Сан-Фантин, которая сейчас находится на реконструкции. Это один из самых загадочных костелов Венеции, он расположен напротив театра Ла Фениче, в пяти минутах ходьбы от площади Сан-Марко. Историки до сих пор спорят о том, когда и кем он был построен. Считается, что первые религиозные строения на этом месте появились в Х веке. Позже, в эпоху позднего Возрождения, храм был перестроен. После реконструкции церковь превратится в культурную площадку. Российский проект станет первым событием, которым она откроется.

Во-вторых, благодаря сильной команде. Устроителями проекта выступают Пушкинский музей и Stella Art Foundation (основательница фонда Стелла Кесаева была комиссаром Российского павильона на 56-й Венецианской биеннале). Проект пройдет при поддержке Минкультуры РФ. Куратора у выставки два — это директор ГМИИ Марина Лошак и руководитель нового направления музея «Пушкинский ХХI» Ольга Шишко. На выставке будут демонстрироваться работы как отечественных, так и зарубежных авторов. Среди них — российский педагог, режиссер, сценограф и художник Дмитрий Крымов, а также «амазонка московского концептуализма», создательница тотальных инсталляций Ирина Нахова, представлявшая Россию на 56-й Венецианской биеннале. Кроме того, над проектом работает американец Гари Хилл, который начинал как скульптор и перформер, а в начале 1970-х обратился к видеоарту и стал одним из пионеров медиаискусства. А также швейцарский арт-дуэт «!Mediengruppe Bitnik» (Кармен Вайскопф и Домагой Смольо) — команда молодых концептуалистов, работающих с сетевыми медиа и цифровыми технологиями.

Наконец, идея проекта и визуализации того, как будет выглядеть пространство католической церкви после внедрения туда современных художников, интригует и завораживает. Очевидно, зрителей ждет мощная трехмерная метафора, где сойдутся история и современность, и храм превратится в тотальную аудиовизуальную инсталляцию.

Выставка посвящена мастеру эпохи позднего Ренессанса Якопу Тинторетто и приурочена к 500-летию со дня его рождения. В рамках проекта будет представлено полотно самого Тинторетто, а также работа одного из его последователей — художника-модерниста Эмилио Ведова. Фигура Тинторетто (псевдоним переводится как «маленький красильщик», настоящая фамилия Робусти) имеет особое значение для Италии в целом и для Венеции, где он родился, в частности. Не случайно на 53-й Венецианской биеннале три его полотна заняли центральный зал основного проекта. Стиль художника отличают драматичность композиции, смелость рисунка, тонкое мастерство передачи света и теней и главное — головокружительная мощь пространства. В его полотнах воплощается бесконечность Вселенной. Стиль Тинторетто был революционен для своего времени — он словно погружает зрителя в пространство сюжета и его драматургию. Художник-самоучка, недолгое время проходивший в учениках Тициана, стремился вырваться из тисков традиций, найти новые идеи и способы их воплощения. Этому способствовала и эпоха Тинторетто — время слома устоявшегося мировоззрения. Современник художника Джордано Бруно предложил новый взгляд на мироустройство: человек больше не является центром мироздания, он лишь частица бесконечной Вселенной. Все это сближает его творчество с современными художниками, также ищущими новые приемы воплощения своих идей.

На визуализациях Ирины Наховой для проекта «В конце пребывает начало…» видно, как художница работает с темой пространства. На своды церкви будут проецироваться современные фотографии — кадры полицейского оцепления, очередей, пустынных автодорог. Под куполом костела вместо традиционных ангелов — закольцованный кадр людского столпотворения. Получается, что в центре изображения бесконечное небо, традиционное для церковных росписей, а по краям — очередь из людей, наших современников, словно идущих строем вверх. Иммерсивность (погружение в пространство), которой славен Тинторетто, выйдет на первый план в инсталляциях художников, которые будут созданы специально для церкви Сан-Фантин.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *