Новые подробности крушения Ту-154

В деле расследования крушения Ту-154 над Черным морем в районе Сочи появляются новые детали и версии. Напомним: 25 декабря из сочинского аэропорта после дозаправки взлетел самолет Минобороны Ту-154. На его борту находились 92 человека: экипаж, военнослужащие ансамбля песни и пляски Российской Армии имени Александрова, несколько других артистов, 9 журналистов, представляющих три российских телеканала, и Елизавета Глинка, которую в стране знали как Доктор Лиза, подробнее с самого начала можно прочитать в более ранней стетье.

Экстремистские выходки на фоне скорби

Активно обсуждается ситуация с расследованием и в российских, и в мировых СМИ. На фоне искренней скорби большинства людей проявляется и неадекватная реакция отдельных личностей и группировок. 

Представители «Правого сектора» (запрещенной в РФ радикальной организации экстремистского толка) в Одессе организовали очередную провокационную выходку. Горожане, проявляя сочувствие к жертвам катастрофы, несли цветы к генеральному консульству России. Радикалы сгребли и цветы, и лампадки, выбросили их в мусорный бак. Но этого провокаторам показалось мало. Они сорвали плакаты со словами соболезнований и поддержки близким погибших, на их месте появились надписи оскорбительного содержания.

Ни полиция, ни местные власти на выходку экстремистов не отреагировали. Более того, в Сети появилось высказывание советника президента Украины Юрия Бирюкова. Он проводит параллель с другой трагедией, с массовым отравлением в Иркутске спиртосодержащей настойкой. В своем комментарии событий советник Порошенко предложил принести к посольству России бутылочку «Боярышника».

Первые предположения о причинах трагедии

В первые сутки после катастрофы Ту-154, пока не были найдены «черные ящики», широко обсуждалось несколько предварительных версий случившегося. Техническая неисправность, незнание пилотом особенностей маневра в данной местности, попадание в двигатель птицы или некоего постороннего предмета были в ряду первых версий.

Практически сразу возникла и тема теракта. Одним из обоснований были данные о яркой вспышке света примерно в момент крушения лайнера в небе над акваторией Черного моря. Потом появилось разъяснение, что вспышка по времени отстоит примерно на полчаса от момента падения самолета, причем, она зафиксирована позже ЧП. ФСБ говорит о малой вероятности проноса на борт самолета взрывчатого вещества: контроль был серьезным как в момент погрузки, так и при дозаправке в Сочи.    

Из разговоров экипажа с диспетчером в момент взлета ясно, что лайнер был достаточно плотно загружен, пилот четко произносит термин «тяжелый» применительно к самолету. Что тоже вызывает ряд толкований. Насколько тяжелый? Пока вопрос.

Новые данные и версии специалистов

Другая фраза летчиков попала в открытый доступ, когда началась расшифровка первых данных бортовых самописцев. Сначала подняли на поверхность один из них, затем и второй. По этим «черным ящикам» можно получить данные не только о переговорах экипажа с землей и друг с другом, но и о техническом состоянии ТУ-154, о том, как проходят электрические сигналы от одних устройств к другим и т.д.

В кабине экипажа звучала реплика о неких проблемах с закрылками. Отсюда возникла тема вероятной ошибки второго пилота. Пилот авиаотряда "Пулково" Анатолий Андреенко, у которого стаж полетов на аналогичном лайнере составляет 15 лет, имеет свое видение случившегося. Возможно, считает он, закрылки убрали раньше, чем шасси, а это абсолютно непозволительно в момент набора высоты. 

"Судя по описываемой картине в сочетании с репликами пилотов, никаких проблем с механизмами как раз не было. Проблема возникла из-за несогласованности действий экипажа, члены которого, как ни печально это звучит, не согласовали между собой последовательность двух операций, всегда выполняемых при взлете: уборку шасси и уборку закрылков", — размышляет Анатолий Андреенко. Он подтверждает свои предположения тем фактом, что элементы шасси разбросало далеко от места падения основных крупных осколков. Получается, что именно этим участком самолет и ударился о воду при падении.

Другие эксперты допускают, что виной всему была несинхронная уборки закрылков. Отчего возникла разница в подъемной силе крыльев и сильный крен корпуса судна. Другие, как заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский, не согласны. «Если бы закрылки стали двигаться не синхронно, то сработала бы автоматика, которая прекратила бы их выпуск или уборку», — оппонирует эксперт своим коллегам. 

Сам Заболоцкий пришел к другому убеждению: катастрофа стала следствием ложных показаний высоты и скорости на приборах. А случилась она из-за сбоя функционирования системы воздушных сигналов СВС-72. На фоне подобных сбоев летчики, естественно, не могут адекватно оценивать полетную ситуацию. 

«В такой ситуации после отрыва самолета от полосы показания скорости начнут расти быстрее, чем положено — фактическая скорость будет меньше приборной. В этом случае летчик начнет задирать нос самолета, переводя его в набор высоты». — так Заболотский прокомментировал вероятную причину трагедии, исходя из печального опыта российской авиации в прошлом. Особенно сложно ориентироваться в таких условиях над морем, где нет видимого горизонта, небо сливается с водной гладью. При наборе высоты в итоге самолет, скорее всего, вышел, как говорят специалисты, на закритический угол атаки, проще говоря, «встал на дыбы», а затем резко пошел в пике вниз.

Несколько других теоретиков и практиков поддерживают версию Заболотского, добавляя, что, скорее всего, причина была не одна, произошло трагическое наслоение одной предпосылки на другую, принцип «домино». В условиях низкой высоты, критичного дефицита времени шансов у экипажа, даже опытного, было мало. 

Есть и еще одна версия, звучащая в последнее время. Ряд специалистов осторожно задаются вопросом, был ли отказ электроники, в том числе, потеря связи экипажа с землей, непредумышленными. То есть, не было ли воздействия извне, некой радиоэлектронной атаки на лайнер? Технически это возможно, такие средства сегодня имеются у ряда государств и даже известны случаи их применения.

,

Вам будет также интересно:

Неожиданная находка в районе катастрофы Ту-154... Основная фаза поисковой операции на месте падения Ту-154, взлетевшего после дозаправки с сочинского аэропорта, завершена еще к Новому году. Продолжа...
Самолет упал на поселок в Киргизии... В Бишкекском международном аэропорту «Манас» произошло крушение грузового Boeing 747−400. Это был самолет частной авиакомпании АСТ, принадлежащей туре...
Россия о новой версии крушения Ту-154... Пока продолжается официальное расследование декабрьской катастрофы Ту-154 над Черным морем, журналисты пытаются искать альтернативные версии и неофици...
Трагедия над Черным морем: подробности крушения Ту... Самолет Ту-154, принадлежащий Министерству обороны России, рано утром в воскресенье пропал с радаров после дозаправки в аэропорту Сочи. Связь с лайнер...
В Пакистане разбился самолет... Недалеко от пакистанского городка Хавелиан произошло крушение самолета. Лайнер принадлежал авиакомпании Pakistan International Airlines, на его борту ...
МАК обнародовал причины авиакатастрофы в России... Завершилось расследование трагедии в столичном аэропорту «Внуково», произошедшей 21 октября 2014 года. В ночное время самолет Falcon, начиная взлет, с...
Стали известны подробности крушения Ми-8... На месте крушения вертолета Ми-8 в окрестностях Уренгоя завершены поисково-спасательные действия, но продолжают работу представители СК и криминалисты...
Польша раскрыла секретную информацию... Польские политики вновь заговорили о катастрофе Ту-154 под Смоленском в России, где погибли 96 человек, в том числе, тогдашний президент Польши Лех Ка...
Стало известно, как взорвали российский самолет... Почти год прошел с момента гибели А321, случившейся над Синайским полуостровом. Специалисты все это время проводили тщательное расследование, изучение...
Стали известны причины крушения Ил-76... Специалисты провели тщательное исследование бортовых самописцев разбившегося 1 июля в Иркутской области Ил-76. Самолет принадлежал российскому МЧС и в...