Трагедия над Черным морем: подробности крушения Ту-154

Самолет Ту-154, принадлежащий Министерству обороны России, рано утром в воскресенье пропал с радаров после дозаправки в аэропорту Сочи. Связь с лайнером прервалась буквально через несколько минут после вылета. Исходным пунктом отправления военного судна был Чкаловский. Пункт назначения — авиабаза Хмеймим в Сирии. На борту лайнера находилось 92 человека, восемь из которых — экипаж воздушного судна. На сайте Минобороны уже выложили списки всех, кто был в Ту-154 на момент катастрофы.

Первоначальные данные

Известно, что большую часть пассажиров составляли артисты ансамбля песни и танца имени Александрова, их было 68 человек. В числе участников ансамбля в Сирию летел и художественный руководитель коллектива, композитор и дирижер Валерий Халилов.  Еще 9 пассажиров — это представители российских СМИ, а именно, Первого телеканала, каналов «Звезда» и НТВ. Все направлялись в Сирию, чтобы поздравить наших военных, несущих там службу, и сделать материалы о событиях в этой стране для российских телеканалов.

Сразу была развернута активная поисково-спасательная операция. Вскоре пресс-службой Минобороны РФ было сделано сообщение об обнаружении первых обломков пропавшего Ту-154, их нашли в Черном море, в полутора километрах от береговой линии, на глубине 50-70 метров. Спасательно-розыскные работы ведутся с воздуха и с воды, обследуются и горные местности вблизи побережья.

Следственная бригада прибыла в Сочи, возбуждено уголовное дело, ведутся следственные действия. В частности, изъята полетная документация у диспетчерской службы аэропорта, из которого стартовал Ту-154.

Игорь Конашенков, официальный представитель Минобороны, в одном из утренних  сообщений для информ-агентств сказал о найденном в море и поднятом на спасательное судно теле одного из погибших. Место обнаружения погибшего — 6 километров от берега в акватории близ Сочи. Источники, близкие к Министерству, сообщают о нескольких найденных телах, но официального подтверждения на данный момент не поступило. 

Первый канал раньше других обнародовал имена сотрудников, которые были командированы в Сирию и находились на борту пропавшего Ту-154. Это корреспондент Дмитрий Рунков, оператор Вадим Денисов и звукооператор Александр Сойдов.

Доктор Лиза

Противоречивыми были данные о том, находилась ли на борту пропавшего самолета Елизавета Глинка, которую многие в России называют просто «Доктор Лиза». Она врач-реаниматолог и общественный деятель много сделала для помощи детям Донбасса, вывозила больных и раненых в Россию, занималась оказанием гуманитарной помощи нуждающимся.

В начале декабря этого года президент России Владимир Путин лично поздравил Елизавету Петровну с вручением ей Государственной премии именно за правозащитную и гуманитарную деятельность. Доктор Лиза не раз бывала и в Сирии, выполняя свой профессиональный и человеческий, гражданский долг. Утром 25 декабря поначалу появились данные, что и она была на борту Ту-154, потом их опроверг ряд изданий, но к середине дня были опубликованы уточненные данные по пассажирам самолета, среди них называют и Елизавету Глинку. Она должна была проконтролировать доставку необходимых лекарств и иных медицинских средств в университетский госпиталь Латакии.

Версии причин трагедии

Во второй половине дня воскресенья в средствах массовой информации появились версии случившегося. Одна из них — техническая неисправность. Причем, критичного характера, которую сложно было устранить в воздухе, а счет шел на секунды.

Некоторые информ-агентства поспешили переложить вину на экипаж. Но специалисты Министерства обороны эту гипотезу категорически отрицают. Человеческий фактор нередко присутствует в подобных ситуациях, но экипаж этого лайнера был очень профессиональным, опытным, ответственным. Возглавлял коллектив Роман Волков, летчик первого класса. Что касается самого воздушного судна, то оно произведено в 1983 году. В сентябре текущего года было произведено плановое техническое обслуживание лайнера, а ремонтировался он в последний раз ровно 2 года назад, в декабре 2014-го.

 

Более вероятной версией наблюдатели считают попадание в двигатель птицы. Основания веские: неподалеку от сочинского аэропорта располагается станция перелетных птиц и орнитопарк. Это соседство и могло стать роковым.

Следствие продолжается, возникают и другие вероятные объяснения, изучаются записи переговоров диспетчеров аэропорта, показания свидетелей. Спецслужбы не отрицают вероятности теракта, версия рабочая.

Последние сообщения Минобороны и СМИ

В Черном море найдено несколько тел погибших и часть личных вещей пассажиров лайнера. В поисковой операции задействованы сотни судов и десятки водолазов.

Примерно в половине 12-го дня своих погибших назвал канал НТВ. Это корреспондент Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов.

Телеканал «Звезда» был представлен тоже тремя сотрудниками: журналистом Павлом Обуховым, оператором Александром Сурановым и ассистентом Валерием Ржевским. 

Главы и МИДы многих стран мира выразили соболезнования по поводу гибели россиян в авиакатастрофе. Одним из первых телеграмму со словами сожаления о случившемся послал президент Сирии. "С огромным сожалением мы получили известие о катастрофе российского самолета Ту-154, на борту которого находились наши дорогие друзья, которые хотели разделить с нами и жителями Алеппо радость победы и праздников", — отметил Башар Асад.

 

Иосиф Кобзон рассказал, что его тоже приглашали поучаствовать в этой предновогодней акции. Но у него на ближайшее время назначена поездка на лечение за границу, открыта медицинская виза, и он отказался.

 

Позже стало известно, что семьям погибших будет выдана компенсация: для гражданских она составит 3 млн рублей, а по факту гибели военнослужащего — до 7,8 млн рублей. Власти страны объявили понедельник, 26 декабря, днем общенационального траура.

Немногим позже: специалисты объяснили разброс обломков и световую вспышку

В первые сутки после крушения самолета над Черным морем в СМИ обсуждались разные версии случившегося. Довольно распространенной стала гипотеза теракта. В пользу ее аналитики, в том числе, и ряд военных комментаторов, приводили два основных аргумента. Первый: ни экипаж, ни пассажиры не успели сообщить на землю о каких-либо проблемах с управлением лайнера, все произошло стремительно. Второй — слишком большой радиус разброса обломков лайнера, так обычно бывает при взрыве в воздухе.

Но были и специалисты, отрицавшие это толкование. Говорили, что у Ту-154 есть некоторые особенности конструкции, которые, при стечении ряда неблагоприятных факторов, приводят к нарушению баланса воздушного судна. Что может закончиться резким креном и быстрым падением. А разброс обломком объясняется, по одной из версий, сильным подводным течением в той части моря, куда, по предварительным данным, упал лайнер.

Еще одно обстоятельство насторожило наблюдателей. В Сети появились снимки и видео непонятного свечения, яркой вспышки в небе над Черным морем, примерно в момент крушения. Министерством обороны эти записи были изучены, в прессу выдан следующий комментарий: «Внимательно изучены видеозаписи камер наружного наблюдения, зафиксировавших яркую вспышку в небе над Черным морем накануне утром. Установлено, что запись была сделана примерно через полчаса после того, как самолет пропал с экранов радаров, и не имеет к нему никакого отношения».

Новые детали и основные версии, озвученные ФСБ

ФСБ продолжает расследование трагедии. В понедельник ответственные сотрудники спецслужбы озвучили несколько версий случившегося, превалирующих на данный момент. Главный предварительный вывод — нет никаких данных, свидетельствующих о вероятности теракта.

Появилась дополнительная информация об обстоятельствах трагедии. Ту-154 взлетел из аэропорта Чкаловский Московской области, первоначально дозаправка предполагалась в Моздоке. Но из-за неблагоприятных погодных условий эту процедуру решено было перенести в Сочи. Там лайнер взяли под плотную охрану сотрудники Пограничной службы ФСБ в контакте с военнослужащими Минобороны.

ЦОС ФСБ официально сообщает: «Во время дозаправки к воздушному судну подавался трап, на борт поднимались один сотрудник Пограничной службы ФСБ России и один сотрудник Сочинской таможни. Из самолета для осуществления контроля за дозаправкой выходили командир экипажа и бортинженер».

Связь с Ту-154 пропала, когда он был над акваторией Черного моря, примерно в шести километрах от аэродрома. Кроме пассажиров и экипажа, на борту были личные вещи летевших и груз: 150 килограммов медицинских препаратов и продуктов питания. Сотрудники спецслужб особо подчеркивают: «Грузов военного и двойного назначения, пиротехнических средств указанным воздушным судном не перевозилось».

Следственная группа продолжает исследование всех обстоятельств катастрофы. Выводы делать рано, говорят ее участники. Надо тщательно изучить запись видеорегистратора, свидетельства очевидцев, исследовать обломки лайнера, уже поднятые на поверхность. Особые надежды следователи возлагают на изучение состояния двигателя самолета, который еще предстоит поднять со дна моря. Много ценной информации хранят бортовые самописцы и данные с РЛС. Все это надо проанализировать, обобщить.

Основными версиями, выдвигаемыми ФСБ, на данный момент являются ошибка пилота при совершении маневра в незнакомых сложных условиях, фатальная техническая неисправность, некачественное топливо, попадание в двигатель посторонних предметов.

,

Вам будет также интересно:

Неожиданная находка в районе катастрофы Ту-154... Основная фаза поисковой операции на месте падения Ту-154, взлетевшего после дозаправки с сочинского аэропорта, завершена еще к Новому году. Продолжа...
Самолет упал на поселок в Киргизии... В Бишкекском международном аэропорту «Манас» произошло крушение грузового Boeing 747−400. Это был самолет частной авиакомпании АСТ, принадлежащей туре...
Россия о новой версии крушения Ту-154... Пока продолжается официальное расследование декабрьской катастрофы Ту-154 над Черным морем, журналисты пытаются искать альтернативные версии и неофици...
Новые подробности крушения Ту-154... В деле расследования крушения Ту-154 над Черным морем в районе Сочи появляются новые детали и версии. Напомним: 25 декабря из сочинского аэропорта пос...
В Пакистане разбился самолет... Недалеко от пакистанского городка Хавелиан произошло крушение самолета. Лайнер принадлежал авиакомпании Pakistan International Airlines, на его борту ...
МАК обнародовал причины авиакатастрофы в России... Завершилось расследование трагедии в столичном аэропорту «Внуково», произошедшей 21 октября 2014 года. В ночное время самолет Falcon, начиная взлет, с...
Стали известны подробности крушения Ми-8... На месте крушения вертолета Ми-8 в окрестностях Уренгоя завершены поисково-спасательные действия, но продолжают работу представители СК и криминалисты...
Польша раскрыла секретную информацию... Польские политики вновь заговорили о катастрофе Ту-154 под Смоленском в России, где погибли 96 человек, в том числе, тогдашний президент Польши Лех Ка...
Стало известно, как взорвали российский самолет... Почти год прошел с момента гибели А321, случившейся над Синайским полуостровом. Специалисты все это время проводили тщательное расследование, изучение...
Стали известны причины крушения Ил-76... Специалисты провели тщательное исследование бортовых самописцев разбившегося 1 июля в Иркутской области Ил-76. Самолет принадлежал российскому МЧС и в...