Согласно исследованию hh.ru и “Московской школы гостеприимства” в 2024 году на одну вакансию в сфере столичного туризма и гостеприимства приходится 4,4 активных резюме.
В связи с ростом популярности внутреннего туризма среди россиян и повышением потребности отрасли в опытных кадрах, просветительский проект «Московская школа гостеприимства» вместе с hh.ru в сентябре 2024 года изучил актуальные вакансии в сфере туризма в Москве и проанализировал активные резюме соискателей. Цель исследования — выявить самые востребованные профессии и сопоставить навыки, которые требуют работодатели, с теми, которые предлагают кандидаты.
Исследование показало, что наибольшее количество вакансий за 9 месяцев 2024 года опубликовано ресторанами и заведениями общественного питания (33,5 тыс.), на втором месте по популярности ― гостиницы (5,8 тыс.), на третьем ― кейтеринг (2 тыс.). Больше всего вакансий предложено по следующим профессиям: администратор (38,8 тыс.); официант, бармен, бариста (29 тыс.); менеджер ресторана (8 тыс.) и менеджер по туризму (4 тыс.).
Во второй части исследования были изучены навыки, которые работодатели чаще всего указывают в вакансиях, и навыки, перечисляемые кандидатами в резюме. Основные умения, требуемые работодателями в сфере туризма: работа в команде, понимание основ отрасли общественного питания, грамотная речь, контроль качества и организаторские навыки. Среди навыков, наиболее часто упоминаемых кандидатами, выделяются: организаторские способности, деловое общение, стремление к постоянному профессиональному обучению и развитию. Результаты показывают разницу между востребованными и предложенными навыками кандидатов — такие важные компетенции, как грамотная речь и умение работать в команде, встречаются в резюме реже, чем требуют работодатели.
«То, что мы видим в своей работе, ежедневно подтверждает данные исследований. Проблема кадрового голода лежит не только и не столько в отсутствии кадров, сколько в несоответствии ожиданий работодателей и соискателей друг от друга. Мы стараемся поступательно решать данную проблему, запуская просветительские проекты, направленные на весь карьерный путь в туризме – от первого касания и знакомства с профессией в колледжах и ВУЗах до программ развития уже работающих в отрасли сотрудников», ― говорит Анастасия Попова,
Первый заместитель генерального директора по отраслевому и международному взаимодействию АНО “Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы”.
Результаты исследования также подчеркивают важность адаптации просветительских программ к требованиям работодателей. Это может помочь улучшить подготовку специалистов и уменьшить разницу между потребностями рынка и навыками кандидатов.
«Несмотря на наличие большого количества вакансий, существует разрыв между необходимыми для работы навыками и тем, что предлагают соискатели. Это указывает на необходимость более таргетированной подготовки специалистов, способных соответствовать запросам работодателей», ― отмечает Мария Игнатова, руководитель направления маркетинговых исследований hh.ru
В рамках исследования было проанализировано 649 тыс.резюме и 147,5 тыс. вакансий в период с 1 января по 27 сентября 2024 года, размещенных на сайте hh.ru в сфере туризма в Москве.
О проекте:
«Московская школа гостеприимства» — городской просветительский проект Мостуризма, помогающий участникам повысить экспертизу в области туризма и гостеприимства. Школа объединяет уже состоявшихся специалистов, а проект «Добро пожаловать в туризм» ориентирован на новичков в отрасли.
hh.ru — платформа онлайн-рекрутинга в России, клиентами которой являются свыше 335 тыс. компаний. Цель hh.ru – помогать компаниям находить сотрудников, а людям – работу, и делать так, чтобы процесс поиска сотрудников и работы был быстрым и доставлял обеим сторонам только положительные впечатления. Обширная база компании содержит 69 млн резюме, а среднее дневное количество вакансий в середине 2024 г. составило 1,6 млн ежедневно. По данным SimilarWeb, hh.ru занимает третье место в мире по популярности среди порталов по поиску работы и сотрудников.