Высокопоставленные представители администрации Джо Байдена считают, что «Вашингтон должен быть готов расширить свои ядерные силы для предотвращения растущих угроз со стороны КНР, РФ и КНДР».
Об этом сообщает The Wall Street Journal.
Очень похоже, что так готовится почва для досрочного прекращения действия единственного оставшегося между Белым домом и Кремлём договора о контроле над вооружениями — СНВ-3. Россия в феврале 2023 года приняла закон о приостановке участия в договоре, отметив, что будет выполнять его основные нормы, в частности, о количестве ядерных боеголовок. Несмотря на то, что это Вашингтон не идёт на контакт по договору, они видят угрозу в приостановке диалога по данному вопросу.
Кстати, именно Америка после распада Советского Союза была инициаторам прекращения действия договоров о контроле над вооружением различного типа.
В 1972 году в ходе визита президента Никсона в СССР был подписан первый такой документ — Договор об ограничении систем противоракетной обороны. Он был бессрочным и соблюдался почти тридцать лет. Но в конце 1990 гг. США стали переводить в практическую плоскость работы по созданию новой системы ПРО, в связи с чем Борис Ельцин выражал озабоченность ещё в начале 1999 года. Становилось ясно, что Вашингтон ищет удобный повод, чтобы выйти из договора. И террористические акты 11 сентября 2001 года были этим поводом, хотя и осуществлялись без ракет.
Через 3 месяца после терактов Джордж Буш-младший заявил об одностороннем выходе Белого дома из договора. Тогда в Штатах подчёркивалось, что новые системы ПРО нужны из-за угрозы со стороны Тегерана и государств третьего мира, но в 2007 году начались активные работы по развёртыванию новых систем ПРО в Восточной Европе, что уже явно было против РФ.
Данное развёртывание торпедировало и другое достижение разрядки — Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), подписанный Михаилом Горбачёвым и Рональдом Рейганом ещё в 1987 году. Но в первый же год своего правления, в октябре 2017 года, Дональд Трамп заявил, что хочет выйти из Договора, — и тогда же американский конгресс одобрил выделение 58 млн долларов на разработку ракеты средней дальности. В феврале 2019 года Трамп объявил о выходе.
Теперь уходящая демократическая администрация, вероятно, ведёт речь о прекращении действия договора об ограничении стратегических наступательных вооружений. Москва и Вашингтон регулярно заключали такие соглашения начиная с 1972 года, и в результате мы уже свыше 50 лет живём в мире, где основные ядерные державы имеют договорённости о предельном количестве стратегических ядерных боеголовок и их носителей. Действующий СНВ-III был подписан Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой в 2010 году и вступил в силу 5 февраля 2011 г. Он был рассчитан на 10 лет с возможностью неограниченности продления по взаимной договорённости сторон на 5 лет.
При Трампе по договору сохранялась неясность. Лишь за 10 дней до истечения срока действия документа Владимир Путин договорился о его продлении с только что вступившим в должность Джо Байденом. Сейчас решение о том, продлевать ли договор в 2026 году, останется за Трампом. Но, судя по публикациям, Вашингтон подталкивает его к непродлению договора, обвиняя Кремль в обострении.
Но вина в сложившейся ситуации с договором лежит не на нас. После начала спецоперации из-за введения санкций на полёты наших самолётов, мы лишились возможности осуществить предусмотренные договором инспекции баз ядерного оружия. Естественно, в ответ Москва прекратила инспекционные поездки США. В условиях неприкрытой поддержки Украины со стороны Белого дома они стали бы разведывательной миссией.
Подобная приостановка ряда действий в рамках договора не является выходом из него. Как заявлял ещё наш МИД, Кремль не пойдёт навстречу американцам, пока Вашингтон не приложит усилий для деэскалации. Мяч на американской стороне, вопрос лишь в желании новой администрации. И скоро мы узнаем, что они предпримут..