Для страны с продолжительными зимами, с обширными пространствами, с пустынными и степными массивами автотранспорт повышенной проходимости играет большую роль.
Авто для эксплуатации на грунтовках или шоссе создавать значительно проще, чем внедорожные. Трудность в том, что тяжело создать для всех грунтов машину. Внедорожный автомобиль должен и преодолевать неровности пути благодаря колесам большего диаметра, и оказывать малое удельное давление на грунт.
И вот в 1933 году с конвейера Научный автотракторный институт (НАТИ) сошли четыре авто, которые отдали Севморпути. Впоследствии они продемонстрировали отличную проходимость и неплохую динамичность. Потом автомобиль чуть доработали — повысили мощность за счёт нового мотора М-1.
Так появился НАТИ-3.
О чём речь
НАТИ-3 – это уникальный советский полугусеничный автомобиль, созданный в Научно-автомобильном институте (НАТИ) в 1932 году. Он представлял собой результат многолетних исследований и разработок в области создания вездеходов, способных преодолевать самые сложные бездорожья.
История создания и назначения
- Предшественник: НАТИ-3 стал логическим продолжением работ над моделью НАТИ-2, которая также была полугусеничным автомобилем.
- База: В основу конструкции лег стандартный грузовик ГАЗ-АА, на который установили гусеничный движитель собственной разработки.
- Цель: Основная задача НАТИ-3 – обеспечить мобильность в условиях бездорожья, где обычные колесные автомобили были бессильны. Такие машины были крайне необходимы для освоения северных территорий, проведения геологических экспедиций и других работ в труднодоступных районах.
Конструкция и характеристики
- Гусеничный движитель: Главной особенностью НАТИ-3 был гусеничный движитель, установленный на заднюю ось. Это значительно повышало проходимость автомобиля по мягким грунтам, снегу и льду.
- Мощность: Использовался двигатель от ГАЗ-АА, который, хотя и был достаточно надежным, ограничивал возможности машины.
- Грузоподъемность: НАТИ-3 мог перевозить значительные грузы, что делало его незаменимым для транспортных задач в отдаленных районах.
- Скорость: Максимальная скорость была ограничена и составляла около 32 км/ч по шоссе.
Испытания и применение
- Экспедиции: Несколько автомобилей НАТИ-3 были отправлены в экспедицию на север для разведки нефтяных месторождений. Машины успешно справились с тяжелыми условиями и доказали свою эффективность.
- Ограниченное производство: Несмотря на успешные испытания, массовое производство НАТИ-3 не было налажено из-за ряда технических сложностей и появления новых моделей автомобилей.
Наследие
НАТИ-3 стал важным этапом в развитии советского автомобилестроения. Опыт, полученный при создании этой машины, был использован при разработке последующих моделей вездеходов. Хотя НАТИ-3 и не стал массовым автомобилем, его вклад в историю отечественной техники неоценим.