«Идеальные дни» - Вим Вендерс

Иногда не стоит забывать о том как важно то, что на первый взгляд кажется мелочью. Со скоростью современного мира люди перестают обращать внимание на детали, с которыми сталкиваются каждый день. Хотя из этих, казалось бы, незначительных вещей и состоит настоящая жизнь.

Зритель сразу же погружается в жизнь главного героя Хираямы за счёт почти документальной съёмки. Он работает уборщиком туалетов, а своё свободное время посвящает хобби. Монотонная демонстрация рутины помогает понять, из чего состоит его жизнь. Из своего графика Хираяма выходит редко. Даже, если в его жизни появляются изменения, то он скорее подстроит их под свою рутину, чем наоборот. Фильм полностью такой, каким главный герой является по характеру: тихий, спокойный, молчаливый и сентиментальный. Зрителю остаётся только смириться с этим и принять правила. Также как и приходится смириться с тем, что в фильме очень мало диалогов. Чаще всего эмоциональное состояние героя считывается по музыке, которую Хираяма слушает по дороге на работу.

Помимо того, что мы познаём жизнь героя через его рутину, мы ещё это делаем через его хобби и увлечения. Он ездит на работу по одной и той же дороге. В машине он всегда слушает музыку, перед сном всегда читает книги. По дороге на работу он обращает внимание на одни и те же детали, обедает он в парке и смотрит на одни и те же деревья. Можно заметить, что Хираяма смотрит на мир глазами фотоаппарата. Когда зрителю показывают мир от его лица, то всё демонстрируется кадрово, как фотографии. Кстати, фото тоже является его хобби. А деревья являются важной частью его жизни. Позже в диалоге со своей племянницей, Нико, он признаётся, что деревья, в каком-то смысле, его друзья. Он не только за ними наблюдает, но читает про них, выращивает у себя в квартире, а также видит их в своих снах.

Постоянство главного героя противопоставлено быстроменяющемуся миру: он слушает кассеты и не знает, что такое Spotify, он читает бумажные книги, которые покупает или бер`т в библиотеках, делает фото на пленочный фотоаппарат и хранит снимки в специальных ящиках, он ест в одних и тех же заведениях, ходит в прачечную и общественную баню. Даже его работа противопоставлена миру. Его никто не понимает и считает странным, но Хираяму это мало волнует. Нико была единственным человеком, которая пыталась его понять. Она слушала его музыку и читала его книги. Она находила себя в нём. Нико как-то спросила у Хираямы, почему они не ладят с её мамой и Хираяма ответил, что они просто живут в разных мирах.

«Весь наш мир на самом деле множество миров. И бывают миры не связанные, хотя кажется, что связанные».

«Потом-то потом, а сейчас-сейчас». Эту фразу он говорит своей племяннице во время разговора про миры. Это, в принципе, хорошо описывает подход к жизни Хираямы. Он сфокусирован на настоящем и не думает о том, что может произойти потом. Это хорошо демонстрирует сцена, когда он отдаёт почти все свои деньги коллеге и буквально через пару часов попадает в ситуацию, когда сам в них нуждается. Ведь такой ситуации могло не произойти, но она произошла. Но думает об этом он только сейчас. Жить размеренно, постепенно, решать проблему одну за другой и никуда не спешить и наслаждаться ежедневными мелочами, из которых состоит твоя жизнь. Вот чему учит Хираяма.

Из-за ограниченного количества информации зрителю остаётся только догадываться о прошлом героя, об его мыслях и чувствах. Кажется, что Хираями сам принял решение миры их разделить. Но несмотря на то, что это был его выбор, это не значит, что он об этом не переживает, что он не чувствует одиночество или бремя. Про это тоже важно не забывать. Принимать решения и нести за них ответственность иногда бывает больно. Это совершенно не значит, что решение неправильное. Он плачет, когда приехала сестра, чтобы забрать свою дочку и плачет на следующем день по дороге на работу. Потому что, несмотря на всё это спокойствие и гармонию, он всё равно устаёт и грустит. Но в любом случае, он возвращает себе рутину и привычные вещи, чтобы вернуть свою зону комфорта.

В конце фильма зрителю дают определение слова «коморэби», что означает игру света и тени от листьев, что колышутся на ветру. Она существует преходяще, лишь в текущий момент. Так показывались сны Хирамямы. И кажется это является философией его жизни. Важно лишь то, что происходит здесь и сейчас. И важно принимать это всё с улыбкой, как он это и делает в конце фильма, встречая рассвет.

От Yanaya

Автор. Ньюсмейкер. Обозреватель. Кинокритик-рецензент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *