Военные специалисты СССР в 1930-х годах внимательно следили за развитием мотоциклостроения, особенно немецкого.
Выявить лучшую конструкцию для копирования предстояло на государственных испытаниях 15 машин разных классов фирм Zundapp, BMW, BSA и пр., организованных в начале 1940 г.
Лучше всего себя показал BMW R-71 с коляской. Это был надежная, неприхотливая машина с высокими характеристиками. И по итогам совещания было решено на отечественных заводах производить BMW R-71 (в документах СССР — К-71).
В ЦКБМ одну машину разобрали, а в лабораториях НАТИ исследовали химсостав почти сотни деталей, предложив им эквивалентную замену на материалы в соответствии с ГОСТами. В целом ЦКБМ поручалось повторить конструкцию BMW.
Мотоцикл М-72
Весной 1941 года, при утверждении серийной документации несколько доработали конструкцию в части увеличения емкости бака и адаптации электрооборудования к нашим реалиям. Создание М-72 велось с размахом — привлекли несколько десятков заводов. Головным определили Московский мотозавод. Моторы должен был изготавливать завод имени Сталина (ЗИС) и комплектовать их КПП Московского автозавода имени Коммунистического интернационала молодежи.
М-72 – это популярнейший тяжёлый мотоцикл СССР, который стал основой для некоторых последующих моделей, таких как «Урал» и «Днепр». Выпуск М-72 начался в 1941 г. и продолжался до 1960 г.
Как ранее уже было сказано, М-72 был создан на основе немецкого мотоцикла BMW R71, который попал в СССР в качестве трофея. Советские инженеры доработали конструкцию, адаптировав ее под отечественное производство. Мотоцикл отличался надежностью, проходимостью и неприхотливостью, что делало его незаменимым в условиях войны и послевоенного восстановления.
- Корни в Германии: М-72 был создан на основе трофейного немецкого мотоцикла BMW R71, но советские инженеры значительно доработали конструкцию.
- Военная служба: Первоначально мотоцикл предназначался для военных нужд: разведка, связь, перевозка грузов.
- Гражданская жизнь: После войны М-72 стал популярным транспортным средством в сельской местности и на стройках.
- Производство: Выпускался крупными сериями на нескольких заводах СССР с 1941 по 1960 год.
Вывод
М-72 — это настоящий символ советского мотопрома, мотоцикл, который стал основой для многих последующих моделей. Его надежность, проходимость и неприхотливость сделали его незаменимым как в военное, так и в мирное время.