Иногда дом невозможно найти, и ты всю жизнь находишься в его поисках. Все люди начинают «принадлежать» к какому-то городу сразу после рождения. Но это не значит, что человек не покинет этот город в течение жизни. Йонас Мекас отмечал два типа путешественников. Первые покидают дом, потому что им хочется изменений. Поэтому после переезда они приживаются на новом месте и всё меньше думают про свой родной город. Вторые же покидают дом не по своей воле. Они вынуждены уехать в силу личных обстоятельств. Такие люди становятся «перемещёнными лицами». Их жизнь больше похоже на череду воспоминаний о прошлом. Они не могут «пустить корни» на новом месте и начать смотреть на жизнь в реальном времени. Восприятие настоящего смешивается с воспоминаниями и ностальгией, рождая что-то совершенно иное и новое. Но это не есть реальность, которую можно разделить с другими. Скорее это вымышленный мир отдельного человека. Из-за того, что человек находится больше в себе, ему труднее найти свой дом в настоящем мире, в том месте, где он находится на данный момент. 

Ко второму типу относится сам Йонас Мекас. Он был вынужден бежать из собственного дома, чтобы выжить. Всю жизнь он прожил преимущественно в Нью-Йорке. Этот город так и не смог стать для него домом, несмотря на всё то время, которое он там провёл. Он говорит: «Я шёл по улицам Бруклина, но вспоминал запахи, звуки совсем не бруклинские». Из-за постоянного блуждания по своим воспоминаниям человек начинает воспринимать реальность не только через призму своего опыта, но и через призму своих фантазий. Надевается двойной фильтр и место может полностью потерять свой первоначальный облик. Многие друзья Мекаса, смотря его фильм, говорили, что это не «их» Нью-Йорк, что они никогда не были в городе, который он показал. Позже он понял, что снимал кадры, которых в Нью-Йорке нет и быть не может. Потому что, на самом деле, он снимал образы из своего детства, а не объективную и реальную жизнь в Нью-Йорке. 

"Воспоминание о поездке в Литву" реж. Йонас Мекас (1972)

Поездка в Литву была не финальной точкой, а скорее частью его длинного пути поиска. Мекас вернулся к своему прошлому: «наш дом всё ещё здесь, и кот всё так же встречал нас». Но жизнь в Литве шла вперёд без него. Поэтому дом больше не ощущался чем-то реальным. Все кадры с Литвой кажутся такими тёплыми и светлыми, по сравнению с кадрами других городов, будто её намеренно отделяют. Литва кажется сказкой. В ней есть питьевая вода такая, какой больше нигде нет, семейные праздники, веселье и надежда. Но всё это оказывается иллюзией, невозможно посмотреть на реальную Литву в то время через эти кадры. Самому Йонасу Мекасу воспринимать настоящий родной город довольно сложно: «Когда мы уезжали тут не было деревьев». За столько лет разлуки всё настолько изменилось, что связь разорвалась и её больше не вернуть. И все домашние кадры сопровождались монологами о том, что это место пришлось покинуть. Этот город не рассматривается как место, куда хочется вернуться и остаться.

"Воспоминание о поездке в Литву" реж. Йонас Мекас (1972)

Несмотря на то, что Йонас Мекас больше не относится к Литве, как к своему пристанищу, он всё равно продолжает обращаться к родным местам в своём творчестве. Снимая кадры в реальном времени в разных городах и странах, он воспроизводит своё детство. Снова и снова возвращаясь к собственным воспоминаниям, мыслям и опытам, он создаёт отдельное место. Это место хранит в себе всё, что является для него важным и ценным. Все снятые места связываются нитями восприятия Мекаса, показывая зрителям его картину мира и представления о доме. Образуя, таким образом, не пристанище, но пространство, в котором «перемещённое лицо» рассуждает о своём бесконечном пути поиска, наполненного надеждой, однажды прийти в конечную точку. 

От Yanaya

Автор. Ньюсмейкер. Обозреватель. Кинокритик-рецензент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *